Психологический центр Best-ресурс Рук. Рыженко Ирина Владимировна - клинический психолог-психотерапевт

Случай с паническими атаками

Мой блог / Просмотр публикации

На приеме клиентка Марина, 23 лет, больше года нигде не работает, не учится, практически не выходит из дома. Привела ее мать, так как девушка испытывает приступы головокружения, страх, что станет плохо и боится  упасть в обморок.

Известно, что оборотной стороной страха является агрессия. Сила страха равна силе агрессии. Но агрессия настолько подавленная, что сам клиент ее осознать не может. Как правило, самая табуированная, «запрещенная психикой»  агрессия – это агрессия на родителей.

Почему табу? Потому что родители однажды, чаще всего в очень раннем возрасте  показали ребенку, что злиться на родителей опасно и стыдно. После этого агрессия настолько вытесняется в глубины бессознательного, что не осознается. Иногда, прорываясь наружу в сторону родителя, сразу же «сплавляется» с чувством невыносимой вины: «Как я могу злиться на родителей! Они же мне жизнь дали!» и т.п. А тут и до случайного самонаказания недалеко: переломы, ушибы, ожоги. «Нет уж, - думает психика, чем такой стресс, лучше опять эту агрессию в «темницы» бессознательного!»  Но агрессия, как инстинктивная жизненная сила никуда не девается! Теперь она будет проявлять себя через симптом – в данном случае, через панику.

Вернемся к Марине. На ранних стадиях психотерапии воспоминания Марины о детстве самые позитивные. Обращает на себя внимание фигура отца. Некоторое время Марина рассказывает об отце только то, как он ее любил, баловал. Больше никаких особенных сведений, тем более, что отец год назад ушел из жизни.

Через время Марина начинает раскрывать подробности своих чувств к отцу: это и страх перед отцом, перед его критикой и оправдания его, что своей критикой он хотел сделать ее только лучше и желал ей добра. Радовало то, что она стала рассматривать отца с разных сторон и позволила говорить  себе о нем и о своих чувствах к нему. При этом на сеансы стала приходить уже сама, без сопровождения. Прошло еще немало времени и внутренней работы психического и Марина «принесла» на сеанс гнев на отца и призналась, что наконец, «Я ПОЗВОЛИЛА СЕБЕ ИСПЫТАТЬ В ОТНОШЕНИИ ОТЦА АГРЕССИЮ И ДАЖЕ ЯРОСТЬ ЗА ТЕ УНИЖЕНИЯ И КРИТИКУ, КОТОРЫМ ОН МЕНЯ ПОДВЕРГАЛ».  

Работа  с Мариной продолжается, есть другие темы для проработки, связанные с фигурой отца –отношения с мужчинами, выбор пути, самооценка, но панические атаки отошли. Теперь Марина может спокойно гулять с подружками по городу, оставаться дома одна и радоваться жизни!

Если родители позволяют своему ребенку выражать гнев на себя, ребенок понимает, что родители это выдерживают и по-прежнему любят его. Он понимает, что родители принимают его всяким: и в настроении и без настроения. В психике ребенка происходит принятие себя тоже, интеграция своих теневых аспектов личности и его целостность укрепляется. Это придаст ему жизненных сил в будущем. Для кого-то это может показаться парадоксом, однако современные достижения глубинной психологии это подтверждают!

"Семь смертных грехов родительства" Книга о главных ошибках родителей, которые могут повлиять на судьбу ребенка