Психологический центр Best-ресурс Рук. Рыженко Ирина Владимировна - клинический психолог-психотерапевт

Как воспитывать ребенка 3 лет: подчинять или подчиняться?

Мой блог / Просмотр публикации

-         Дай ручку, дорогу переходим.

-         Я сам!

В 3 года ребенок отстаивает свое право на самостоятельность. При этом не имеет достаточных для этого ресурсов. Он активно познает мир, при этом еще далек от реальности:

-         Я буду купаться в море!

-         Нет, мы сегодня не будем купаться, вода еще холодная, можно заболеть.

-         А я буду!!!

В этом возрасте дух противоречия вырывается как джин из бутылки. Что родители ни делают – их чаду нужно что-то другое. Это возраст почемучек и купания в грязи, агрессивности и капризов, импульсивного поведения и интенсивного приобретения опыта.

Отчаявшиеся родители  задаются вопросом: правильно ли я воспитываю своего ребенка? Хороший ли я родитель? Что я делаю неправильно? Почему ребенок сводит меня с ума?

Говорят, что кризис 3 лет нужно пережить как стихийное бедствие… От родителей требуется много терпения и выдержки.

В воспитательных стратегиях родителей часто наблюдаются две крайности.

Первая – излишняя строгость и наказание, стремление во что бы то ни стало «сделать» ребенка послушным и «удобным» для себя. Вторая – чрезмерное потакание, когда родители идут на поводу у желаний и капризов ребенка.

Возможно, вы удивитесь, но в этом возрасте закладываются фундаментальные вещи:

-         укрепляются личностные границы,

-         выстраиваются стратегии взаимодействия с людьми,

-         вырабатываются способы адаптации к реальности,

-         развиваются творческие способности,

-         пробуждаются лидерские задатки.

В связи с этим, на родителей ложится огромная ответственность!

Обе описанные крайности в воспитании трехлеток непродуктивны.  При первом варианте есть все шансы подавить индивидуальность ребенка, погасить его инициативность (часто на долгие годы, а иногда на всю жизнь) и нарушить все перечисленные выше компоненты, характеризующие данный возраст.

При втором варианте – потакание ребенку – есть все шансы вырастить маленького тирана, которому будут служить «дрессированные» родители.

Родителям лучше всего придерживаться золотой середины: иногда выполнять желания ребенка, иногда настаивать на своем. Так будет развиваться гибкость в поведении, а в дальнейшем, хорошие адаптивные способности. Это самый благоприятный возраст, когда можно показать ребенку разные стратегии в умении договариваться.

-         Подожди, сейчас приедем и поедим клубнику.

Учим ребенка терпению.

-         Сначала ты покушаешь, а потом посмотришь мультик.

Учим расставлять приоритеты.

-         Сначала папе, потому что папа торопится, а потом тебе.

Учим уважать интересы другого человека.

-         Нет! Через дорогу можно идти только за руку!

Учим пониманию того, что есть однозначные правила-запреты, которые не обсуждаются.

-         Хорошо, давай поиграем в больничку, как ты хочешь.

Показываем пример уступчивости и великодушия.

Когда ребенок слышит отказ или запрет, ему сложно еще совладать со своими эмоциями. Он может плеваться, кусаться, гневаться. Можно сказать:

-         Да. Я вижу ты злишься.

Не надо давать оценку! Просто назовите его эмоцию. И постепенно (не сразу!) ребенок перейдет от действий к слову. Это будет примерно так:

-         Я злюсь на тебя!

-         Мне грустно!

Чтобы ускорить этот процесс, можно озвучивать и свои эмоции тоже. Например:

- Ты так красиво рисуешь! Я радуюсь!

- Когда ты так себя ведешь, я сержусь на тебя.

- Это грустный фильм.

Озвучивайте искренне свои эмоции, но не злоупотребляйте! Иначе это будет манипуляция.

А еще важно помнить: вы взрослый, он – ребенок!!! Пусть ваша мудрость и любовь к ребенку подскажут вам решение в той или иной ситуации!

"Семь смертных грехов родительства" Книга о главных ошибках родителей, которые могут повлиять на судьбу ребенка