Как воспитывать ребенка 3 лет: подчинять или подчиняться?Мой блог / Просмотр публикации
- Дай ручку, дорогу переходим. - Я сам! В 3 года ребенок отстаивает свое право на самостоятельность. При этом не имеет достаточных для этого ресурсов. Он активно познает мир, при этом еще далек от реальности: - Я буду купаться в море! - Нет, мы сегодня не будем купаться, вода еще холодная, можно заболеть. - А я буду!!! В этом возрасте дух противоречия вырывается как джин из бутылки. Что родители ни делают – их чаду нужно что-то другое. Это возраст почемучек и купания в грязи, агрессивности и капризов, импульсивного поведения и интенсивного приобретения опыта. Отчаявшиеся родители задаются вопросом: правильно ли я воспитываю своего ребенка? Хороший ли я родитель? Что я делаю неправильно? Почему ребенок сводит меня с ума? Говорят, что кризис 3 лет нужно пережить как стихийное бедствие… От родителей требуется много терпения и выдержки. В воспитательных стратегиях родителей часто наблюдаются две крайности. Первая – излишняя строгость и наказание, стремление во что бы то ни стало «сделать» ребенка послушным и «удобным» для себя. Вторая – чрезмерное потакание, когда родители идут на поводу у желаний и капризов ребенка. Возможно, вы удивитесь, но в этом возрасте закладываются фундаментальные вещи: - укрепляются личностные границы, - выстраиваются стратегии взаимодействия с людьми, - вырабатываются способы адаптации к реальности, - развиваются творческие способности, - пробуждаются лидерские задатки. В связи с этим, на родителей ложится огромная ответственность! Обе описанные крайности в воспитании трехлеток непродуктивны. При первом варианте есть все шансы подавить индивидуальность ребенка, погасить его инициативность (часто на долгие годы, а иногда на всю жизнь) и нарушить все перечисленные выше компоненты, характеризующие данный возраст. При втором варианте – потакание ребенку – есть все шансы вырастить маленького тирана, которому будут служить «дрессированные» родители. Родителям лучше всего придерживаться золотой середины: иногда выполнять желания ребенка, иногда настаивать на своем. Так будет развиваться гибкость в поведении, а в дальнейшем, хорошие адаптивные способности. Это самый благоприятный возраст, когда можно показать ребенку разные стратегии в умении договариваться. - Подожди, сейчас приедем и поедим клубнику. Учим ребенка терпению. - Сначала ты покушаешь, а потом посмотришь мультик. Учим расставлять приоритеты. - Сначала папе, потому что папа торопится, а потом тебе. Учим уважать интересы другого человека. - Нет! Через дорогу можно идти только за руку! Учим пониманию того, что есть однозначные правила-запреты, которые не обсуждаются. - Хорошо, давай поиграем в больничку, как ты хочешь. Показываем пример уступчивости и великодушия. Когда ребенок слышит отказ или запрет, ему сложно еще совладать со своими эмоциями. Он может плеваться, кусаться, гневаться. Можно сказать: - Да. Я вижу ты злишься. Не надо давать оценку! Просто назовите его эмоцию. И постепенно (не сразу!) ребенок перейдет от действий к слову. Это будет примерно так: - Я злюсь на тебя! - Мне грустно! Чтобы ускорить этот процесс, можно озвучивать и свои эмоции тоже. Например: - Ты так красиво рисуешь! Я радуюсь! - Когда ты так себя ведешь, я сержусь на тебя. - Это грустный фильм. Озвучивайте искренне свои эмоции, но не злоупотребляйте! Иначе это будет манипуляция. А еще важно помнить: вы взрослый, он – ребенок!!! Пусть ваша мудрость и любовь к ребенку подскажут вам решение в той или иной ситуации! |