Зависимость, как модель поведения закладывается до 5 лет.
Причины формирования складываются из био-социо-культурных факторов:
1. Биологическая: генетическая предрасположенность (наследственность), сложности внутриутробного развития, либо родовые травмы;
2. Средовый фактор – это семья и первое окружение ребёнка;
3. Культура, традиции общества, в котором такой человек растет и развивается.
Все в совокупности, эти 3 фактора влияют на развитие и формирование личности.
С самого рождения все дети хотят быть любимыми, принятыми, нужными и ценными для своих родителей и значимых взрослых, поэтому отзеркаливают, впитывают в себя и подстраиваются под окружение, принимая всё, в чем они растут, за норму. Они так адаптируются и так выживают в среде своего окружения. Семья - это первый социум для маленького ребенка, а мамочка для него – это вообще целый мир!
Факторы, влияющие на формирование зависимого мышления и поведения с раннего детства:
Дисфункциональная семья – такая семейная система, в которой нарушены нормальные процессы функционирования. В таких семьях не удовлетворяются базовые потребности её членов в безопасности, любви, уважении, принятии и поддержке, что приводит к тяжелым последствиям всех, а детей особенно.
Основные признаки таких семей:
• Отрицание проблем и видимость благополучия (просто картинка, за которой всё не так).
• Отсутствие эмоциональной подлинной близости между членами семьи.
• Жёсткие правила и роли, не подлежащие изменениям (ригидные, негибкие).
• Постоянные конфликты, особенно когда в них вовлекаются дети.
• Недифференцированность «Я» каждого члена семьи – семья как функция, каждый член семьи не воспринимается как самостоятельная личность. Каждый по отдельности и вне семьи не может самостоятельно существовать (взаимозависимость).
• Нарушение личных границ (границы размыты, жёстко нарушаются, либо наоборот – “бетонные” стены и игнор, и при этом «ребёнок – не человек», его границы – ничто, он должен только подчиняться, быть послушным и делать только то, что ему говорят.
Удивительно, но это могут быть самые приличные с виду семьи, когда даже и не подумаешь, что там прячется за внешне красивым фасадом и за закрытыми дверьми…
Это семьи, где нет чётких постоянных и стабильных правил: ребёнка за одно и то же могут в один день похвалить, в другой день – наказать или даже избить… Он не знает, чего ждать каждый раз, не понимает причин, не видит правильных ценностей и стабильной последовательности. Не имеет перед глазами адекватного примера здоровых отношений.
К дисфункциональным семьям можно отнести такие семьи, где есть зависимый или зависимые, и ребёнок это видел как норму жизни.
Это также семьи перфекционистов, где ребёнок был не ценность, а ценностью были высокие достижения, идеалы, принципы, деньги и т.д.
Это всегда семьи с крайностями по отношению к ребёнку: как гиперопека, так и полное отсутствие опеки. Гиперопека родителей лишает ребёнка возможности самому получать свой жизненный опыт, делая, «думая» за него и всё за него решая. Ребёнок не получает позитивного опыта своей успешности, и не научается базовым навыкам самостоятельности.
Последствия такого воспитания – расщеплённое «Я», гипертревожность, эмоциональная лабильность, негативизм, различные фобии, депрессии и личностные расстройства.
Когда ребёнка воспитывают на запретах и наказаниях, лишают его часто своей любви в качестве наказания, на критике и сравнениях, подавлении и жестоком обращении, когда применяют в его адрес различные формы насилия: психологическое, эмоциональное, физическое и даже порой сексуальное – личность ребёнка не сможет сформироваться психически здоровой и полноценной.
Когда такой ребёнок вырастает, любовь или близость для него – это опасно и страшно, а эмоциональные привязанности – всегда проблема.
Формируются болезненные типы привязанности:
• Тревожный (зависимый)
• Избегающий
• Амбивалентный (тревожно-избегающий).
Отсутствие позитивного опыта о себе развивают в ребёнке выученную беспомощность – и это первый критерий будущего зависимого поведения. Такой человек, вырастая, не имеет внутренней опоры, не знает, кто он, какой он, кем хочет быть и чем заниматься, т.к. просто привык, что за него всё делают и решают другие. Он не уверен в себе, считает себя никчёмным, неудачником, у него преобладает негативное, депрессивное мышление о себе, о людях и о мире.
Второй критерий, ведущий к зависимости – проблемы в коммуникациях: у такого подростка уже, как правило, нет друзей, либо это антисоциальные личности. Нет отношений, т.к. он привык с детства, что любовь – это боль и страдания (из раннего детского опыта условной любви от родителей). Он не умеет и не знает как выстраивать безопасные модели взаимоотношений, основанные на близости и доверии, т.к. не видел перед глазами в своём раннем опыте такой модели
Низкий порог фрустрации (непереносимость разочарований, неудач и психологических спадов) – третий критерий аддиктивного поведения.
Наша жизнь в современном мире стремительно меняется, происходящие непрерывно процессы в мире способствуют нарастанию уровня тревоги, увеличению нагрузки на психику и мышление человека – это приводит к нарушению у людей чувства психологического комфорта.
Если человек с детства научен навыкам справляться со стрессом: отвлечения, самоуспокоения и самоподдержки, переключения внимания, а также навыкам эмоциональной саморегуляции – он умеет справляться и экологично проживать свои эмоции – то такой человек вполне нормально переносит и разочарования, и неудачи и все психологические нагрузки. А если у него ещё и хорошие отношения (межличностная эффективность в общении: есть хорошие друзья, близкие) – то вообще он довольно быстро решит все свои проблемы с наименьшими потерями. Это не выбьет его из колеи.
А если человек рос в дисфункциональной семье и не научен таким навыкам? Нетерпимость фрустрации вгоняет его в очень сильные эмоциональные переживания, справиться с которыми у него просто нет инструментов: нет навыков, нет поддержки, он сам не может себя поддерживать, нет друзей. От сильных негативных эмоций его кидает из крайностей в крайность – из сильной тревоги в сильный гнев и агрессию, а когнитивные искажения убеждают еще и в том, что всё плохо и всё кончено, а весь мир – просто ад и сам он в нём – ничтожество, которое больше не может жить… да и не хочет.
И четвертый важный критерий аддиктивного поведения – стремление к немедленному получению удовольствия любой ценой.
Такое поведение формируется в раннем детстве с трёх лет. Когда ребёнок уже должен учиться понимать и спокойно принимать отказы, если ему объясняют. Но если он не знал ни в чем отказа, либо получал его в резкой, болезненной форме, ему будет тяжело переносить лишения во взрослой жизни. Такие люди стремятся к гедонизму, при этом игнорируются все последствия для человека, включая неприятные и опасные.
Стремление к уходу в аддиктивное поведение чаще наблюдается, как я уже сказала, когда человек сталкивается с трудными ситуациями в жизни: утрата прежних идеалов, или же отсутствие подлинных, стабильных ценностей, разочарование в другом человеке, профессии, в жизни в целом, потеря любимой работы, близкого, социальная изоляция, резкая смена привычного уклада жизни и т.д. Всё, что чревато сильным стрессом и разочарованиями. А также, если человек при этом не имеет инструментов (навыков) для жизни, чтобы уметь решать свои проблемы, справляясь со своими сильными эмоциями, не имеет внутренней опоры на себя.
Но это только ситуации, стремления и мысли людей, но ведь не все же становятся при этом аддиктами?
Да, и вот тут очень важный момент!
Во-первых, здесь нужно отметить, что у каждого человека есть базовые психологические потребности:
1. В безопасности
2. В любви и уважении
3. В принятии
4. В признании
5. Во власти и влиянии
6. В самореализации
7. В разделении ответственности
8. В спонтанности и возможности быть самим собой и т.д.
И в основе любого дискомфорта людей лежат неудовлетворённые эмоциональные потребности.
Но зависимыми становятся не все. Многие люди просто закрывают свои проблемы, применяя навыки для жизни, преодолевая трудности, налаживая контакты, справляясь со стрессом, работой – достигают успехов и выходят в плюс!
Какой же второй обязательный фактор должен присутствовать у человека, чтобы сформировалась аддикция?
Это убеждения о психоактивных веществах (наркотиках и алкоголе), а также о предмете своей зависимости – со знаком +
Например: «Трава – не наркотик», «Я чуть только повеселюсь, выпью и брошу легко», «Это расслабляет, снимает стресс», «Я с веществами такой весёлый, смелый, классный», «Снимет боль, поднимет настроение – потом брошу», «Быстрые наркотики не вызывают зависимости». «Я же употребляю только дорогие, недешёвые, «качественные», «элитные» и т.п. и т.д. (На самом деле тут разницы нет – что дешёвые, что дорогие – это яд (этанол или ПАВ, просто коммерция)
Как правило, человек это где-то слышал, читал, да и потом он верит себе и своим ощущениям: ведь отношения с людьми полны боли и разочарований, так непредсказуемы. А вещества (или действия, еда) – всегда предсказуемы, надёжны, с ними всегда хорошо, классно и весело, они тебя не предадут, не бросят.
Вещество (или предмет зависимости) ставится на первое место, заменяя собой отношения с людьми, а впоследствии разрушая жизнь самого аддикта и забирая у него эту самую жизнь…
Итак, 2 основных фактора возникновения аддикции:
1. Деструктивные убеждения о себе, о людях и о мире - со знаком «минус»;
2. Деструктивные заблуждения о веществах, об употреблении и о себе в этом всём - со знаком «плюс».
Таким образом, зависимый – это психически нездоровый человек, носитель ложных деструктивных убеждений о себе, о мире и о людях, а также носитель позитивных установок о веществах, которые в его психическом нездоровье являются просто обезболивающим лекарством, посредством которого он просто изменяет сознание, убегает от не удовлетворяющей его реальности.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
1. Информирование детей, начитанность о последствиях, знания о проблеме. Можно уже лет с 7 объяснять в доступной форме. Постарше , лет с 10-11 – давать литературу об этом. Ролики, фильмы, беседовать самому, спокойно, без критики и угроз, доверительно. Быть другом свои детям, а не «Карающим Громом».
2. Разговаривать с детьми о потребностях. Учить базовым навыкам психики и жизни в социуме. Не сверх-программам искусственного интеллекта или сложным алгоритмам, когда у детей просто разрыв когнитивных последовательностей происходит вместо нормального биологического развития! Не агрессии или жестокости. А умению удовлетворять свои базовые потребности здоровыми способами.
3. Быть примером. Дети не поверят о вреде курения или алкоголя, если вы будете при этом сидеть с сигаретой или со стаканом алкоголя. Всё идёт из семьи.
4. Также работа с населением, по выявлению деструктивных убеждений о ПАВ, учить людей здоровым способом удовлетворять свои потребности.
Большинство дисфункциональных действий людей является ответом на сильную эмоциональную боль, когда человек не может найти другого способа её снизить. Это главная мысль, которую нужно осознать всем, особенно тем, у кого есть маленькие дети и подростки, чтобы растить здоровое поколение.
Если в вашей семье есть зависимый, вы в отчаянии и не справляетесь, я знаю как вам помочь!
Буду рада нашей встрече!
Записаться можно по тел. 8-905-496-97-71