Зависимости: факторы формирования и профилактики

Автор: Алла Валерьевна Пирожникова

когнитивно-поведенческий психолог по работе с созависимыми и личностными кризисами.

На сегодняшний день в мире от тех или иных видов зависимостей страдают 97% людей – об этом говорят соответствующие исследования. Это необязательно только запрещенные вещества, алкоголь или игромания – многие не могут побороть зависимость от гаджетов или от еды, от другого человека или от покупок (шопоголизм в последнее время разросся в огромных масштабах в интернет-магазинах).

Зависимость – это не про алкоголь или наркотики, не про игроманию или шопоголизм.
Зависимость – это расстройство психики, искажения мышления и мировосприятия.
Зависимость (или зависимое поведение) – это уход от реальности посредством изменения сознания. От реальности, которая человека не устраивает, посредством приёма веществ, переедания, азартных игр и т.д.
Есть такая наука Аддиктология (от англ. Addiction – «зависимость») – наука о зависимостях.
Аддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения, а с 1980 года признано суицидальной формой поведения.
Суть его – изменить своё психическое состояние, быстро улучшить, облегчить обстоятельства, которые причиняют человеку дискомфорт, боль и эмоциональные страдания, которые он не в силах изменить (эти обстоятельства) – и он меняет сознание.

Зависимости (аддикции) бывают:
1. Химические (связанные с употреблением ПАВ (психо-активных веществ) – это алкоголь, курение, наркотические вещества, в т.ч. аптечные;
2. Поведенческие (связанные с поведением и какими-то действиями) – игромания, шопоголизм, сексоголизм и т.п.;
3. Промежуточные (пищевые) – РПП.

Они отличаются между собой нюансами в причинах формирования и моделях поведения зависимого человека (аддикта), но объединяет их одно: человек, разочаровавшийся в построении отношений с людьми, не умеющий самостоятельно решать свои проблемы и продуктивно жить в социуме, испытывающий от этого огромные душевные страдания – ставит на первое место в своей жизни не себя или близких, а вещество (или модель поведения) как способ побега от болезненной реальности.
По этой причине абсолютно все зависимости разрушают жизнь и здоровье человека, просто некоторые являются общественно приемлемыми, скажем так, а вот химические аддикции и игромания – особенно страшны и смертельно опасны для человека, так как приводят к правонарушениям, разрушению здоровья и гибели людей.

Немного статистики

По данным Минздрава России, например, в 2020 году в России было зарегистрировано:
• более 30 тысяч смертей от наркотической зависимости. Большинство смертей приходится на молодых людей в возрасте от 20 до 39 лет. Основными причинами смертности являются передозировки, инфекционные заболевания и нарушения сердечно-сосудистой системы.
• Более 100 тысяч смертей от алкоголизма. Большинство смертей приходится на мужчин. Основными причинами смертности являются цирроз печени, нарушения сердечно-сосудистой системы, инфекционные заболевания и травмы.
• Более 1,5 тысячи смертей от игромании. Большинство смертей приходится на мужчин. Основными причинами смертности являются самоубийства, из чувства вины, глубокой депрессии, панических атак, чувства безысходности, безвыходности и бессилия. Большинство игроманов не могут прожить эти сильные чувства и заканчивают жизнь самоубийством. 
• Согласно отечественной статистике за 2024 год количество людей в России, регулярно употребляющих наркотики дошло до 6 миллионов, а средний возраст – это 16-30 лет (ну потому что дольше эти люди просто не живут)… То есть это молодёжь, есть и несовершеннолетние даже, возрастом от 7 лет.

Цифры очень страшные. Смертность зависимых в России является одной из самых высоких в мире. Борьба со смертностью зависимых – это сложная задача, которая требует комплексного подхода. Важно проводить профилактику зависимости, обеспечивать доступ к качественной медицинской помощи и психологической поддержке.
В связи с этим, давайте глубже разберёмся именно в этих «смертельно» важных формах зависимостей: химических зависимостях и игромании.

В формировании химических аддикций есть свои этапы ( или стадии):
1. Первая стадия – начало отклонения, когда человеку впервые просто нравятся ощущения эйфории, кайфа и подъёма, которого у него не было в обычной жизни. Особенно если у человека проблемы в межличностном общении и просто жизненные трудности.
То есть, если не склонный к зависимостям, обычный человек ищет утешения и поддержки среди людей, друзей, в кругу семьи, книгах или на природе, то аддикт находит своё удовлетворение и счастье в этом лёгком и приятном способе изменить своё состояние, и тем самым, как бы «избегает» этих проблем. Простыми словами: было плохо, с веществом или под действием алкоголя быстро стало хорошо.
2. Вторая стадия – аддиктивный ритм употребления, в который человек входит по каким-либо регулярным причинам: праздники, горе, фрустрации, эмоциональные спады и т.д. При этом между употреблениями нарастает душевный дискомфорт, появляются позывы к употреблению, такие предвкушения и предвосхищения, человек возбуждается и ждет новой встречи с веществом, при этом межличностные отношения отходят на второй план.
На этих первых двух стадиях человека можно бы еще спасти, но, как правило, на этих стадиях человек вообще не видит и не осознаёт проблему.
Ему хорошо, с веществом (или в азартной игре) он получает массу удовольствия, в то время, как люди его в основном разочаровывали или причиняли боль.
3. Третья стадия – отличается от двух предыдущих тем, что здесь уже в структуре личности формируется «аддиктивное Я», которое доминирует в мотивационной сфере личности. Человек становится полностью подчинён этому «аддиктивному Я», его здоровая часть подавлена этой больной частью, межличностные отношения, деятельность и социальные контакты уходят на последний план, критику близких человек уже не воспринимает в свой адрес. Для него на первом месте – вещество (или игра, если это игромания).
4. Четвертая стадия – аддикт полностью отчуждается от общества, теряет связи – социальные и межличностные, теряет все свои навыки и способности, теряет здоровье.
Окружающие уже воспринимают его как «конченного» человека, он становится изгоем и ведёт полностью антисоциальный образ жизни. На этой стадии уже нет никакого удовольствия и кайфа от употребления, как это было на первых стадиях. Аддикт пытается его добиться, постоянно увеличивая «дозу», но тот первый эффект уже невозможен – человек уже употребляет просто, чтобы выжить, так как очень силён абстинентный синдром (или попросту «ломка»).
5. Последняя стадия – или катастрофа. Тюрьма, больница, смерть. Отказывают все системы жизнеобеспечения организма.
Катастрофа неизбежна и при игромании, т.к. из-за духовного и эмоционального истощения, опустошения и постоянного стресса, долгов и проблем человек просто приобретает букет неизлечимых болезней, ведущих к гибели.


Зависимость, как модель поведения закладывается до 5 лет.

Причины формирования
складываются из био-социо-культурных факторов:
1. Биологическая: генетическая предрасположенность (наследственность), сложности внутриутробного развития, либо родовые травмы;
2. Средовый фактор – это семья и первое окружение ребёнка;
3. Культура, традиции общества, в котором такой человек растет и развивается.
Все в совокупности, эти 3 фактора влияют на развитие и формирование личности.

С самого рождения все дети хотят быть любимыми, принятыми, нужными и ценными для своих родителей и значимых взрослых, поэтому отзеркаливают, впитывают в себя и подстраиваются под окружение, принимая всё, в чем они растут, за норму. Они так адаптируются и так выживают в среде своего окружения. Семья - это первый социум для маленького ребенка, а мамочка для него – это вообще целый мир!

Факторы, влияющие на формирование зависимого мышления и поведения с раннего детства:
Дисфункциональная семья – такая семейная система, в которой нарушены нормальные процессы функционирования. В таких семьях не удовлетворяются базовые потребности её членов в безопасности, любви, уважении, принятии и поддержке, что приводит к тяжелым последствиям всех, а детей особенно.

Основные признаки таких семей:
• Отрицание проблем и видимость благополучия (просто картинка, за которой всё не так).
• Отсутствие эмоциональной подлинной близости между членами семьи.
• Жёсткие правила и роли, не подлежащие изменениям (ригидные, негибкие).
• Постоянные конфликты, особенно когда в них вовлекаются дети.
• Недифференцированность «Я» каждого члена семьи – семья как функция, каждый член семьи не воспринимается как самостоятельная личность. Каждый по отдельности и вне семьи не может самостоятельно существовать (взаимозависимость).
• Нарушение личных границ (границы размыты, жёстко нарушаются, либо наоборот – “бетонные” стены и игнор, и при этом «ребёнок – не человек», его границы – ничто, он должен только подчиняться, быть послушным и делать только то, что ему говорят.

Удивительно, но это могут быть самые приличные с виду семьи, когда даже и не подумаешь, что там прячется за внешне красивым фасадом и за закрытыми дверьми…
Это семьи, где нет чётких постоянных и стабильных правил: ребёнка за одно и то же могут в один день похвалить, в другой день – наказать или даже избить… Он не знает, чего ждать каждый раз, не понимает причин, не видит правильных ценностей и стабильной последовательности. Не имеет перед глазами адекватного примера здоровых отношений.
К дисфункциональным семьям можно отнести такие семьи, где есть зависимый или зависимые, и ребёнок это видел как норму жизни.
Это также семьи перфекционистов, где ребёнок был не ценность, а ценностью были высокие достижения, идеалы, принципы, деньги и т.д.
Это всегда семьи с крайностями по отношению к ребёнку: как гиперопека, так и полное отсутствие опеки. Гиперопека родителей лишает ребёнка возможности самому получать свой жизненный опыт, делая, «думая» за него и всё за него решая. Ребёнок не получает позитивного опыта своей успешности, и не научается базовым навыкам самостоятельности.
Последствия такого воспитания – расщеплённое «Я», гипертревожность, эмоциональная лабильность, негативизм, различные фобии, депрессии и личностные расстройства.
Когда ребёнка воспитывают на запретах и наказаниях, лишают его часто своей любви в качестве наказания, на критике и сравнениях, подавлении и жестоком обращении, когда применяют в его адрес различные формы насилия: психологическое, эмоциональное, физическое и даже порой сексуальное – личность ребёнка не сможет сформироваться психически здоровой и полноценной.
Когда такой ребёнок вырастает, любовь или близость для него – это опасно и страшно, а эмоциональные привязанности – всегда проблема.

Формируются болезненные типы привязанности:
• Тревожный (зависимый)
• Избегающий
• Амбивалентный (тревожно-избегающий).

Отсутствие позитивного опыта о себе развивают в ребёнке выученную беспомощность – и это первый критерий будущего зависимого поведения. Такой человек, вырастая, не имеет внутренней опоры, не знает, кто он, какой он, кем хочет быть и чем заниматься, т.к. просто привык, что за него всё делают и решают другие. Он не уверен в себе, считает себя никчёмным, неудачником, у него преобладает негативное, депрессивное мышление о себе, о людях и о мире.
Второй критерий, ведущий к зависимости – проблемы в коммуникациях: у такого подростка уже, как правило, нет друзей, либо это антисоциальные личности. Нет отношений, т.к. он привык с детства, что любовь – это боль и страдания (из раннего детского опыта условной любви от родителей). Он не умеет и не знает как выстраивать безопасные модели взаимоотношений, основанные на близости и доверии, т.к. не видел перед глазами в своём раннем опыте такой модели
Низкий порог фрустрации (непереносимость разочарований, неудач и психологических спадов) – третий критерий аддиктивного поведения.
Наша жизнь в современном мире стремительно меняется, происходящие непрерывно процессы в мире способствуют нарастанию уровня тревоги, увеличению нагрузки на психику и мышление человека – это приводит к нарушению у людей чувства психологического комфорта.
Если человек с детства научен навыкам справляться со стрессом: отвлечения, самоуспокоения и самоподдержки, переключения внимания, а также навыкам эмоциональной саморегуляции – он умеет справляться и экологично проживать свои эмоции – то такой человек вполне нормально переносит и разочарования, и неудачи и все психологические нагрузки. А если у него ещё и хорошие отношения (межличностная эффективность в общении: есть хорошие друзья, близкие) – то вообще он довольно быстро решит все свои проблемы с наименьшими потерями. Это не выбьет его из колеи.
А если человек рос в дисфункциональной семье и не научен таким навыкам? Нетерпимость фрустрации вгоняет его в очень сильные эмоциональные переживания, справиться с которыми у него просто нет инструментов: нет навыков, нет поддержки, он сам не может себя поддерживать, нет друзей. От сильных негативных эмоций его кидает из крайностей в крайность – из сильной тревоги в сильный гнев и агрессию, а когнитивные искажения убеждают еще и в том, что всё плохо и всё кончено, а весь мир – просто ад и сам он в нём – ничтожество, которое больше не может жить… да и не хочет.
И четвертый важный критерий аддиктивного поведения – стремление к немедленному получению удовольствия любой ценой.
Такое поведение формируется в раннем детстве с трёх лет. Когда ребёнок уже должен учиться понимать и спокойно принимать отказы, если ему объясняют. Но если он не знал ни в чем отказа, либо получал его в резкой, болезненной форме, ему будет тяжело переносить лишения во взрослой жизни. Такие люди стремятся к гедонизму, при этом игнорируются все последствия для человека, включая неприятные и опасные.
Стремление к уходу в аддиктивное поведение чаще наблюдается, как я уже сказала, когда человек сталкивается с трудными ситуациями в жизни: утрата прежних идеалов, или же отсутствие подлинных, стабильных ценностей, разочарование в другом человеке, профессии, в жизни в целом, потеря любимой работы, близкого, социальная изоляция, резкая смена привычного уклада жизни и т.д. Всё, что чревато сильным стрессом и разочарованиями. А также, если человек при этом не имеет инструментов (навыков) для жизни, чтобы уметь решать свои проблемы, справляясь со своими сильными эмоциями, не имеет внутренней опоры на себя.

Но это только ситуации, стремления и мысли людей, но ведь не все же становятся при этом аддиктами?
Да, и вот тут очень важный момент!

Во-первых, здесь нужно отметить, что у каждого человека есть базовые психологические потребности:
1. В безопасности
2. В любви и уважении
3. В принятии
4. В признании
5. Во власти и влиянии
6. В самореализации
7. В разделении ответственности
8. В спонтанности и возможности быть самим собой и т.д.
И в основе любого дискомфорта людей лежат неудовлетворённые эмоциональные потребности.

Но зависимыми становятся не все. Многие люди просто закрывают свои проблемы, применяя навыки для жизни, преодолевая трудности, налаживая контакты, справляясь со стрессом, работой – достигают успехов и выходят в плюс!
Какой же второй обязательный фактор должен присутствовать у человека, чтобы сформировалась аддикция?
Это убеждения о психоактивных веществах (наркотиках и алкоголе), а также о предмете своей зависимости – со знаком +
Например: «Трава – не наркотик», «Я чуть только повеселюсь, выпью и брошу легко», «Это расслабляет, снимает стресс», «Я с веществами такой весёлый, смелый, классный», «Снимет боль, поднимет настроение – потом брошу», «Быстрые наркотики не вызывают зависимости». «Я же употребляю только дорогие, недешёвые, «качественные», «элитные» и т.п. и т.д. (На самом деле тут разницы нет – что дешёвые, что дорогие – это яд (этанол или ПАВ, просто коммерция)
Как правило, человек это где-то слышал, читал, да и потом он верит себе и своим ощущениям: ведь отношения с людьми полны боли и разочарований, так непредсказуемы. А вещества (или действия, еда) – всегда предсказуемы, надёжны, с ними всегда хорошо, классно и весело, они тебя не предадут, не бросят.
Вещество (или предмет зависимости) ставится на первое место, заменяя собой отношения с людьми, а впоследствии разрушая жизнь самого аддикта и забирая у него эту самую жизнь…

Итак, 2 основных фактора возникновения аддикции:
1. Деструктивные убеждения о себе, о людях и о мире - со знаком «минус»;
2. Деструктивные заблуждения о веществах, об употреблении и о себе в этом всём - со знаком «плюс».

Таким образом, зависимый – это психически нездоровый человек, носитель ложных деструктивных убеждений о себе, о мире и о людях, а также носитель позитивных установок о веществах, которые в его психическом нездоровье являются просто обезболивающим лекарством, посредством которого он просто изменяет сознание, убегает от не удовлетворяющей его реальности.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
1. Информирование детей, начитанность о последствиях, знания о проблеме. Можно уже лет с 7 объяснять в доступной форме. Постарше , лет с 10-11 – давать литературу об этом. Ролики, фильмы, беседовать самому, спокойно, без критики и угроз, доверительно. Быть другом свои детям, а не «Карающим Громом».
2. Разговаривать с детьми о потребностях. Учить базовым навыкам психики и жизни в социуме. Не сверх-программам искусственного интеллекта или сложным алгоритмам, когда у детей просто разрыв когнитивных последовательностей происходит вместо нормального биологического развития! Не агрессии или жестокости. А умению удовлетворять свои базовые потребности здоровыми способами.
3. Быть примером. Дети не поверят о вреде курения или алкоголя, если вы будете при этом сидеть с сигаретой или со стаканом алкоголя. Всё идёт из семьи.
4. Также работа с населением, по выявлению деструктивных убеждений о ПАВ, учить людей здоровым способом удовлетворять свои потребности.

Большинство дисфункциональных действий людей является ответом на сильную эмоциональную боль, когда человек не может найти другого способа её снизить. Это главная мысль, которую нужно осознать всем, особенно тем, у кого есть маленькие дети и подростки, чтобы растить здоровое поколение.

Если в вашей семье есть зависимый, вы в отчаянии и не справляетесь, я знаю как вам помочь!

Буду рада нашей встрече!

Записаться можно по тел. 8-905-496-97-71