Когда на прием приходит семейная пара, первое на что смотрит семейный психолог: на каком этапе жизненного цикла находится семья. Психолог спрашивает:
- Сколько лет вы в браке?
- Как долго встречались до брака?
- Спустя какое время после регистрации брака появился первый ребенок?
- Сколько лет детям?
Почему это важно?- Потому что каждый этап жизненного цикла семьи характеризуется своими задачами, которые семье необходимо решить.
- Переход от одного этапа к другому сопровождается кризисом: необходимо пересмотреть правила взаимодействия, обязанности и другие договоренности.
- Семья как система стремится к гомеостазу (не хочет изменений) и в тоже время стремится к развитию (по-старому уже не работает).
Зная этап жизненного цикла, на котором находится семья, семейный психолог помогает прояснить: какие задачи в семье разрешены, а на какие стоит обратить внимание. Часто семья как система развивается быстрее, чем отдельные ее члены успевают сообразить и перестроиться.
Итак:
Основные этапы жизненного цикла семьи:
1. Формирование пары.
На этом этапе происходит знакомство, романтические отношения и принятие решения о совместной жизни. Пара учится взаимодействовать и строит основы для будущей семьи. Это период формирования финансовой и эмоциональной независимости от своей родительской семьи.
Задачи этапа: как можно лучше узнать друг друга без розовых очков.
Спросить себя, смогу ли я закрывать глаза на различия между нами, которые не умиляют, а раздражают.
Сонастроить видение будущего (сколько детей каждый хочет иметь, где жить, как проводить свободное время и т.д.).
Понять ценности, мировоззрение партнера (можно спросить, что для партнера важно в жизни, в работе, в отношениях...).
2. Брак. Решение вместе жить.
У партнеров появляются бытовые (деловые) отношения, помимо эмоциональных. Пара договаривается о том, кто за что отвечает. Или не договаривается, все складывается стихийно: кто больше любит, то больше вкладывается...
Задачи этапа: научиться договариваться.
Научиться говорить о таких вещах, о которых кажется, что партнер сам должен догадаться. Не должен! Партнер не телепат. Вы пришли в новый союз из разных систем. В них были разные правила. Теперь пришло время создать свою систему.
Важно поговорить о том, какие границы будут с родительскими семьями: они могут приходить, когда захотят? Или должны предупреждать, уважая вновь созданную семью?
Какие границы будут с друзьями/подругами?
Как мы будем проводить свободное время: совместно или раздельно? Кому что нравится в этом вопросе?
Как будем решать финансовые вопросы? Будет у нас общий или раздельный бюджет?
Как принимаются важные решения?
Определить общие планы и жизненные цели.
3. Рождение ребенка.
Появление детей кардинально изменяет динамику семьи. Родители сталкиваются с новыми обязательствами и вызовами, связанными с воспитанием и заботой о детях. Появляется новая роль: родитель. Родители (или один из родителей, чаще мать) может сильно переутомляться.
Задачи этапа: решать вопросы, связанные с появлением нового члена семьи.
Как долго будет длиться декрет?
Как будут решаться финансовые вопросы?
Кто встает по ночам?
Кто помогает?
Есть ли возможность побыть вдвоем с партнером?
Какие правила общения ребенка с бабушками/дедушками?
Каких стратегий воспитания будем придерживаться?
Будет ли личное пространство у каждого члена семьи (место, время)?
С рождение второго ребенка семья повторно проходит третий этап. Появляется детская подсистема. Встают задачи отношений между сиблингами, распределении внимания родителей между детьми, умения разрешать конфликты, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
4. Ребенок идет в детский сад.
Ребенок взрослеет, уже кое-что начинает понимать. Происходит активная социализация ребенка. В детском саду “ловит” всевозможные инфекции, часто болеет.
Задачи этапа: снова передоговариваться.
Кто отводит ребенка в детский сад? Кто забирает?
Занимается ли жена своей карьерой или еще не пора?
Как мы будем воспитывать ребенка? Какие ценности прививать?
Будем ли наказывать? За что? Как?
Как отмечаем дни рождения ребенка?
Берем ли с собой в путешествия?
А сами едем? С кем будет в это время ребенок?
5. Ребенок идет в школу.
Можно сказать: ребенок выходит в мир обязательств и ответственности.
Задачи этапа: договориться, согласно новым обстоятельствам.
Кто забирает ребенка из школы?
Будет ли продленка?
Кто учит с ребенком уроки?
Какие требования будем предъявлять ребенку по учебе? Что для нас важно в этом вопросе?
На какие дополнительные кружки/секции будет ходить ребенок? А он этого хочет?
Как мы можем укрепить нашу пару, не растворившись в детях?
6. В семье - подросток!
В этот период дети стремятся к независимости, но возможности быть независимыми у них еще нет. Такое противоречие очень дестабилизирует подростка и всю семью. Родители перестают быть авторитетами. Ведущим является интимно-личностное общение со сверстниками. Плюс гормоны, быстрый рост... Подросток очень уязвим в это период.
Старшее поколение также может требовать внимания в связи со старением и ухудшением здоровья. У партнеров высокая нагрузка + ресурсы поддерживать любовь истощаются обидами и усталостью.
Задачи этапа: семья должна адаптироваться к изменившимся потребностям ребенка и старшего поколения. Теперь на ребенка нельзя цыкнуть, он требует уважения. Отношения с ребенком должны полностью перестроиться. Необходимо задать себе вопросы:
Какую ответственность я могу передать подростку?
Как научить его делать свои выборы? И нести за них ответственность.
Где можно позволить подростку учиться “на своих ошибках”, а где необходимо поставить жесткие границы на правах родителя?
Как в тревоге за ребенка не упустить то ценное, что есть у нас в паре?
Сколько внимание мы можем дать старшему поколению? Кто может в этом помочь?
Как восстанавливаться?
Признание старшим поколением лидерства репродуктивной пары в расширенной семье.
7. “Пустое гнездо” или “вылет птенцов из гнезда”.
Когда дети вырастают и покидают дом, семья сталкивается с новыми обстоятельствами. Пары могут испытывать как облегчение, так и стресс, связанные с изменением ролей и внутренней семейной динамики.
Задачи этапа: научиться снова взаимодействовать в диаде.
Какие у нас могут быть общие интересы? Вспомнить, придумать, создать...
Как изменился мой партнер за эти годы?
Какие у него привычки, мировоззрение, ценности?
Как мы может отрефлексировать общее прошлое?
Задать вопросы, на которые раньше не хватало смелости, зрелости, времени...
Как мы можем укрепить наши отношения?
Сформировать отношения с детьми из позиции: взрослый-взрослый.
Освоить новые семейные роли бабушки и дедушки.
Принять недееспособность и возможно смерть своих родителей.
8. Пенсионный возраст.
На этом этапе семьи зачастую сталкиваются с вопросами старения, здоровья и поиска новых смыслов в жизни. Пары могут фокусироваться на совместных увлечениях и заботе друг о друге.
Задачи этапа: принять возрастные изменения себя и партнера.
Переработать обиды и недоговоренности за все прожитые годы совместной жизни.
Найти позитивные моменты в жизни и в отношениях, которыми можно согреваться.
Сформировать мудрый зрелый взгляд на разные стороны жизни.
Принять решения о степени участия пары в жизни детей и внуков.
9. Завершающий этап жизни семьи.
Уход одного из супругов из жизни. Возвращение в стадию “монады”.
Задачи этапа: принять старение.
Решить вопросы о месте жительства (возможно переезд к детям).
Принятие немощности, невозможности зарабатывать как раньше.
Принятие помощи.
Признание и принятие лидерства среднего поколения.
По мере прохождения этих этапов семьи могут сталкиваться с различными кризисами и трудностями, но также имеют возможность роста и укрепления отношений. Понимание жизненного цикла семьи способствует созданию более здоровой и поддерживающей семейной среды, где каждый член семьи может чувствовать себя ценным и услышанным.
Желаю вам понимания своих задач и возможностей на каждом этапе развития вашей семьи.
С уважением, клинический психолог Ирина Рыженко